Аннотация 1-4 класс русский язык

Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Составлена для обучающихся 1а,в; 2а,в; 3а,в; 4а,в
Составители: учителя начальных классов Сергеева К.С., Черепанова И.А.,
Сементина Е.Н., Булдакова И.А.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф.
Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», а также планируемых
результатов начального общего образования с учетом психофизических особенностей
учеников класса, которые являются обучающимся с ОВЗ по решению ТПМПК. Программа
учебного предмета «Русский язык» учитывает особенности психофизического развития
обучающихся с ОВЗ.
В УМК программы «Школа России» по русскому языку входят учебник «Русский
язык» в 2 ч. Методические пособия, электронное приложение к учебнику.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение предмета в 1 классе «Русский язык» 165 ч(5 ч в неделю): из них 110 ч
обучение письму в период обучения грамоте и 55 ч— урокам русского языка.
Во 2 классе выделено 136 часов в год (4 часов в неделю). В 3-4 классе на изучение предмета
выделено 170 часов (5 раз в неделю).
1 –й класс
165 ч(5 ч в неделю): из них 110 ч обучение письму в период обучения грамоте1 и 55 ч—
урокам русского языка.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение
места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости

согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания
текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при
его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе
опорных слов.
2-й класс 170 ч (5 часов в неделю)
Слово (введение). (3 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.Звуки, части слова, слово,
предложение, текст.
Предложение. (12 ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль,
произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией;
слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения
(определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение
на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в
предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения
этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение
устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из
предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (5 ч)
Понятие о тексте .Формирование типа правильной читательской деятельности – умение
самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации,
ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования
ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов

на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль,
соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (128 ч)
1.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что
делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в
предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не
называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с
другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту
орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь
несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной
терминологии).
Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным
значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение
над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в
однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их
значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными
суффиксами.
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов
движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в
слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4.
Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы.
Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания
слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах;
согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого
согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1. буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
2. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
3. ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание
буквосочетаний чк, чн в словах;
4. ь и ъ разделительные;
5. проверяемые буквы согласных на конце слова.
Повторение. (22 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении
программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1.
обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с
помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического
значения слов);
2.
развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений,
словосочетаний);
3.
развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и
небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших
текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с
предварительной подготовкой);
4.
обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков
письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
3- й класс. 170 ч (5 часов в неделю)

Язык и речь(2ч)
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения.
Текст. Предложение. Словосочетание. (14ч)
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при
помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении). Развитие
умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно
выбирать заглавие к тексту из ряда данных. Текст. Признаки текста. Смысловое единство
предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
.
Слово в языке и предложении.(19ч)
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением
слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Интонация в предложении.
Состав слова (16ч)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов
и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначными
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, (постфикса –ся),
основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс (определение).
Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти
суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами.
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов
движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в
слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
Правописание частей речи (29ч)
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение
имён существительных собственных и нарицательных .Различение имён существительных
мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя
прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени
прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён
прилагательных.
Части речи (76ч)
Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи.
Повторение (14ч)
На этом этапе рассматриваются вопросы повторения за весь год.
4 – й класс.170 ч (5 часов в неделю)
Повторение (11ч)
Предложение (9ч)
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании
и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический
анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях
с однородными членами.
Слово в языке и речи (21ч)
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением
слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.

Имя существительное (43ч)
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Словообразование
имён
существительных.Морфологический
разбор
имён
существительных.
Имя прилагательное (30)
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён
прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Личные местоимения (7ч)
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение
и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол (34ч)
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по
временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам
в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения
глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и
числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов.
Повторение (15ч) На этом этапе рассматриваются вопросы повторения за весь год.
Программа предполагает текущий контроль: контрольные работы (после изучения каждого
раздела) и промежуточная аттестация (2 раза в год).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 045-68-87, +7 (967) 932-26-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».